27 ноября – ИА SM.News. Эта диверсия в тылу врага была одной из самых крупных за все время Великой Отечественной войны, даже Гитлер объявил Чеховича своим личным врагом. И если это событие отлично известно порховичам, то до широкого освещения оно дошло лишь в последнее десятилетие. Почему? Попытаемся разобраться. И хотя факт остается фактом — кинотеатр был взорван, погибли сотни немцев – до 700 человек, среди которых были высшие чины, но тогда чье имя должно остаться в истории? Конечно, человека или группы людей, которые подготовили и совершили диверсию. Десять лет назад в Порхове на доме, где, предполагалось, и находился кинотеатр, появилась мемориальная доска, посвящённая партизану Константину Чеховичу. Открыта она была благодаря депутатам Порховского районного собрания спустя 70 лет после тех событий. Чеховича уже полтора десятка лет не было в живых, но приезжали в Порхов его дочь и внучка, жившие на Украине. Было даже подготовлено ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза, но удовлетворено оно не было.
Псковский искусствовед Игорь Лагунин, в 60-е годы живший в Порхове и общавшийся с Чеховичем во время его приезда, совершенно уверен и непоколебим: кинотеатр был взорван именно благодаря Чеховичу. «Это не обсуждается, он действовал как диверсант, разведчик, принявший присягу о неразглашении военной тайны», — утверждает Игорь Лагунин. И в то же время признает, что и до сегодняшнего дня эта история до сих пор до конца не рассекречена. Итак, что известно о Константине Чеховиче?
Почему? Потому что после войны он был объявлен едва ли не предателем. Известный писатель Иван Курчавов, автор военного романа «Цветы и железо», с большим недоверием относился к личности Чеховича, как и некоторые другие исследователи. «Его не знали в Порхове, Чехович не был местным, появился в городе во время войны, — рассказывает бывший директор Порховского музея, известный и уважаемый краевед Лидия Васильева. — Считалось, что он сотрудничает с немцами. А на встрече, когда он приезжал в Порхов и общался местными жителями, уклонялся от вопросов и быстро уехал. Это я знаю со слов заведующей клубом, где встреча проходила. Не берусь конкретно утверждать, сама там не была». Лидию Тимофеевну смущает факт, что Чехович смог в одиночку взорвать кинотеатр. «Ну кто-то же соединял провода, когда он уехал из города на велосипеде? Может быть, тот человек погиб?..» К тому же, практически сразу три Ленинградские партизанские бригады объявили о своей причастности к диверсии.
Уроженец Одессы, выпускник Индустриального института. Служил в Красной Армии в Литве, во время войны в тылу врага организовывал диверсии, побывал в плену, бежал. Оказался в Порхове, женился на местной девушке из деревни Радилово. Благодаря жене установил связь с партизанами — его командир погиб, и никто не мог подтвердить его личность. По заданию руководства бригады должен был подготовить взрыв железнодорожного моста, но сделать это оказалось невозможно – немцы усилили охрану. Тогда он устроился в городе электриком, работал на дому часовщиком, а потом — администратором в кинотеатре, отношение у местных, в том числе у киномехаников, было настороженным, те считали его немецким пособником.
«Он же был засекреченный и не мог направо-налево всем рассказывать, чем занимается на самом деле – знал только очень узкий круг людей», — объясняет Игорь Лагунин. — Чехович готовил диверсию, проносил тол, взрывчатку, которыми его снабжали партизаны, в здание кинотеатра. Входил через будку киномехаников, те даже что-то заподозрили и стали за ним наблюдать. Кинотеатр немцы усиленно охраняли, постоянно проверяли зал, заглядывая под каждый стул». Кстати, сами механики никогда не покидать свою будку.
Как установить взрывчатку, если зал постоянно проверяют? Над залом нависал балкон, а стулья располагались на нем каскадом. На выступе балкона находилось узкое место, он заложил его кирпичами, а потом, вынимая по одному-два, закладывал на их место взрывчатку и закрывал кирпичами. Немцы посчитали, что это усиление балкона. Вот так и была подготовлена эта диверсия. Провода в назначенное время соединять было не нужно, для этого часы и использовались. Взрыв прогремел ровно в 20.00. Кстати, киномеханика он предупредил, чтобы в назначенное время его на рабочем месте не было, а сам умчался на велосипеде в деревню, а затем к партизанам, куда уже были переправлены жена и ребенок. Кстати, немцы не сразу выяснили, кто был автором взрыва. Определили по найденным на месте часам-ходикам, которые опознала женщина, видевшая их у Чеховича. До сих пор не выяснено количество погибших – называют цифры от 600 до 700 солдат и офицеров. Сначала официальной называлась цифра 129 человек, но уже при перезахоронении и формировании немецкого кладбища в постперестроечное время установили, что в каждой могиле находилось до трех тел. А порховичей после 13 ноября ждала месть фашистов, начался настоящий террор. Эта история породила очень много версий, даже самых невероятных, вплоть до той, что фашисты сами заложили взрывчатку. Возникли споры и среди исследователей, стороны не могли выяснить, в каком из рядом стоящих зданий находился кинотеатр.
Но недавно ФСБ рассекретила важный документ – схему здания, начерченную самим Чеховичем, которая хранилась в архиве органов. Так подробно ее сделать мог только сам исполнитель. «В 1968 году, когда приезжал Чехович, я работал в Порхове, в управлении по охране памятников, — вспоминает Игорь Лагунин. — Никаких бурных встреч не было. Да и душевного приема тоже. Тут и партизаны, и подпольщики, между которыми были свои сложные отношения. Чехович вел себя очень скромно, надо понимать, что он был связан подпиской о неразглашении, не мог особо ничего ни рассказывать, ни вступать в полемику. Не стучал себя в грудь, просто детально, подробно рассказывал и во время встречи, и после нее. Так сложилось, что со мной поделился наболевшим. И говорил о том, где именно это произошло. Теперь его слова подтверждает и открытый документ».
Кстати, у местных жителей, в частности у депутата регионального парламента Геннадия Григорьева, есть инициатива создать музей Чеховича. Политик десять лет изучает материалы о его подвиге и мечтает, чтобы в подвале дома, где находился кинотеатр, а сейчас – почта, открылся музей Чеховича. И работа в этом направлении ведется, причем активно.